Правила выбора профессии
Рекомендации родителям детей
с ограниченными возможностями здоровья по выбору профессии
Этапы профориентационной работы с детьми
Выявление предпочтений.
1.Формировать у детей-инвалидов установки на труд и позитивное отношение к трудовой деятельности.
2.Формировать и развивать у детей с психофизическими отклонениями в развитии общетрудовые умения и навыки.
3.Формировать у детей с особенностями в развитии базовые социальные ценности, нормы и правила поведения.
4.Формировать у детей-инвалидов самосознание, адекватный уровень притязаний и самооценки.
Знакомство с профессией.
1.Выявить уровень у детей-инвалидов сформированности общетрудовых умений и навыков.
2.Определить у детей-инвалидов объем знаний о профессиях, первичный профессиональный выбор.
3.Выяснить позицию семьи по профессиональному определению ребенка-инвалида.
4.Определить уровень развития и состояния здоровья ребенка с отклонениями в психофизическом развитии.
Сужение рамок для выбора профессии.
1.Формировать у ребенка с особыми потребностями мотивацию на рекомендованные виды трудовой деятельности.
2.Формировать и развивать у ребенка с отклонениями в психофизическом развитии важные для успешности в трудовой деятельности личностные качества.
3.Формировать у ребенка-инвалида объективный профессиональный выбор.
4.Содействовать в осуществлении адекватного выбора профессии и обучении в учебном заведении детей-инвалидов.
5.Формировать позитивное отношение к трудовой деятельности семьи ребенка с особыми потребностями.
Правильный выбор профессии для детей с ОВЗ
В соответствии с особенностями различных отклонений можно предоставить список подходящих и неподходящих профессий для деток с различными видами заболеваний:
- Профориентация инвалидов по зрению
- Для детей с проблемами зрения могут подойти такие профессии (если это позволяет имеющийся уровень зрения): слесарь по ремонту автомобилей, продавец, оператор птицефабрик. При этом противопоказаны работы со значительными физическими нагрузками, в запыленных помещениях. Также не подходят профессии, где человек должен долго находиться в наклонном положении.
- Профессии для детей с проблемами слуха
- Отлично подойдут спокойные профессии, не требующие особого контакта с людьми: швея, чертежник, цветовод, фотограф и т.д. Следует отметить, что сегодня человек с проблемами слуха и речи может также работать кассиром.
- Проблемы опорно-двигательного аппарата
- С такими проблемами человек не может работать там, где требуется длительное пребывание на ногах, также работа у движущихся механизмов или на высоте. При этом, если проблемы с опорно-двигательным аппаратом затронули только нижнюю часть тела, могут подойти такие профессии, как сборщик микросхем или телеграфист.
- Проблемы нервной системы
Людям с нарушения ЦНС не рекомендуется работать там, где наблюдается психо-эмоциональное напряжение. То есть, шумных местах с повышенной вибрацией, в неблагоприятном микроклимате. Также ни в коем случае нельзя выбирать профессию, где человек будет контактировать с токсическими веществами, особенно обладающими нейропаралитическим действием.
Методы профориентационной работы
Пассивные методы представляют собой встречи с профессией, т.е. более обширное знакомство с профессиональной деятельностью различных видов, встречи со специалистами, беседы по поводу будущего выбора и особенностей той или иной специальности.
Активные методы включают в себя организацию клубов, вовлечение в кружки по интересам, ознакомление с различными фильмами, повышающими престиж профессии.
Информационный-профессиограммы с кратким описанием различных профессий.
Реклама и агитация–показ реальной актуальности профессии,самоанализ и саморазвитие ребенка.
Справочная литература и познавательные лекции. Использование средств массовой информации.
Интерактивные методы–деловые игры, профориентационные тренинги, проекты по профориентации, профориентационные игры и упражнения.
|